Сталин И.В.
Беспартийные чудаки
Источник:
Сталин И.В. Cочинения. – Т. 2. – М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1946. С. 229–231.
Примечания 103–104: Там же. С. 396–397.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
Беспартийный прогрессизм вошел в моду. Такова уж природа русского интеллигента – ей нужна мода. Увлекались санинством, занимались декадентством, – теперь очередь за беспартийностью.
Что такое беспартийность?
В России существуют помещики и крестьяне, интересы их противоположны, борьба между ними – неизбежное явление. Но беспартийность проходит мимо этого факта, она склонна замалчивать противоречия интересов,
В России существуют буржуа и пролетарии, победа одного из этих классов означает поражение другого. Но беспартийность замазывает противоположность интересов, она закрывает глаза на факт их борьбы.
У каждого класса имеется своя партия, с особой программой, с особой физиономией. Партии руководят борьбой классов: без партий была бы не борьба, а хаос, отсутствие ясности, смешение интересов. Но беспартийность не любит ясности и определенности, она предпочитает туманность и беспрограммность. [c.229]
Замазывание классовых противоречий, замалчивание борьбы классов, отсутствие физиономии, борьба с программностью, стремление к хаосу и смешению интересов – такова беспартийность.
Чего добивается беспартийность?
– Объединения необъединимого, осуществления неосуществимого.
Объединить в союз буржуа и пролетариев, перекинуть мост между помещиками и крестьянами, сдвинуть воз с помощью лебедя, рака и щуки – вот к чему стремится беспартийность.
Беспартийность чувствует свое бессилие в деле объединения необъединимого и потому вздыхает:
|
“Ах если бы, да кабы во рту росли грибы!”
|
Но грибы не растут во рту, и беспартийность каждый раз остается на бобах, в чудаках.
Человек безголовый, или – точнее – с репой на плечах вместо головы – вот беспартийность.
Именно такую позицию занимает “прогрессивный” журнал “Запросы Жизни”103.
“Правые партии уже приняли свое решение, – говорят “Запросы Жизни”,– они соединятся в одну реакционную массу для борьбы со всей прогрессивной оппозицией... Блоку правых, поэтому, должен быть противопоставлен блок левых, обнимающий все прогрессивные общественные элементы” (см. “Запросы Жизни” № 6).
Но кто такие эти “прогрессивные элементы”?
Это мирнообновленцы104, кадеты, трудовики, социал-демократы. То есть “прогрессивные” буржуа, либеральствующие помещики, жаждущие помещичьей земли крестьяне и борющиеся с буржуа пролетарии. [c.230]
И “Запросы Жизни” добиваются объединения этих “элементов”!
Не правда ли: это очень оригинально и... неумно.
И этот орган беспринципных людей собирается читать лекции социал-демократам о тактике на выборах в IV Думу?
Чудаки!..
Петербургская газета “Звезда”
№ 30, 15 апреля 1912 г.
Подпись: К. С-н
Печатается по тексту газеты
[c.231]
103 “Запросы Жизни” – журнал; выходил в Петербурге в 1909–1912 годах. Летом 1912 года В.И. Ленин писал А.М. Горькому об этом журнале: “Странный, между прочим, журнал, – ликвидаторски-трудовическо-вехистский” (см. Ленинский сборник I, стр. 125). – 230. [c.396]
104 Мирнообновленцы (“партия мирного обновления”) – партия крупной торгово-промышленной буржуазии и крупных помещиков; образовалась в 1906 году. Ленин называл мирнообновленцев “партией мирного ограбления”. – 230. [c.397]